Статьи по психологии

Различия между клиентами

Они делают невозможным точное прогнозирование их реакции на отклики ин­тервьюера. Некоторые клиенты положительно реагируют на такие отклики интервьюера, которые мы считаем неправильными или неумелыми; другие могут негативно отреагировать на, казалось бы, безукоризненное перефра­зирование. В этом разделе мы разделим недирективные отклики клиниче­ского интервьюера на несколько категорий, а также дадим общие рекомен­дации относительно времени и способа их использования. Эффективное применение определенного отклика составляет артистический аспект кли­нического интервьюирования. Оно требует чувствительности к собеседни­ку, опыта и других неуловимых тонкостей, которым нельзя научиться из книг. Возможно, это огорчит кого-то из читателей, но именно в этом за­ключается истинная сущность искусства клинического интервьюирования. Незнание того, что или когда сказать в ходе клинического интервью, может повергать новичка в панику, однако, по правде говоря, даже клини­цисты со стажем не всегда знают, что именно следует сказать. Большинство опытных интервьюеров научились комфортно чувствовать себя во время долгих пауз, которые образуются вследствие того, что они не знают, что го­ворить или делать. С. Мейер и С. Дэвис советуют: “Если вы не знаете, что говорить, молчите”  JI. Люборски развивает те­му: “Прислушивайтесь… с открытой восприимчивостью к тому, что говорит клиент. Если вы не уверены в том, что происходит и каким должен быть ваш следующий отклик, слушайте дальше, и вы поймете” Другими словами, если вы не знаете, что говорить, пользуйтесь основными навыками внимания и слушания Как только я начала работать в качестве интервьюера… я начала испыты­вать… сомнения.