Статьи по психологии

Соблюдайте осторожность, затрагивая деликатные темы

Будьте особенно осмотрительны, когда речь идет о щепетильных вопро­сах. Как пишет  важно не задавать новым кли­ентам вопросов, которые могут их обидеть (например, относительно дефек­тов их внешности, социального положения, сексуальных проблем, жизненных неудач и проч.). Вместо этого Вольберг предлагает позволить клиентам сво­бодно говорить о деликатных вопросах, но если происходит блокировка, следует отложить вопросы до тех пор, пока не будет налажен более проч­ный контакт. На ранней стадии терапии налаживание контакта более при­оритетно, чем сбор информации. Несмотря на здравый, в общем-то, совет Вольберга, терапевтические от­ношения иногда отходят на второй план, уступая место сбору информа­ции, — особенно при проведении приемного интервью, когда клиент нахо­дится в кризисном состоянии или когда ситуация требует быстрой оценки. Например, если у клиента проявляются склонности к самоубийству или убийству, первостепенной задачей становится сбор анамнеза для принятия взвешенного клинического решения Точно так же, если в вашу задачу входит лишь предварительная диаг­ностика и вы не будете заниматься дальнейшим консультированием, сбор информации, вероятно, важнее, чем налаживание взаимоотношений. Однако вы должны довести это до сведения клиента, говоря примерно следующее: “Это клиническое интервью предназначено исключительно для диагно­стики. Я буду собирать информацию, чтобы потом передать ее вашему психологу-консультанту. Так что, когда я стану засыпать вас вопросами, знайте, что я приступил к сбору данных” (см. обзор вопросов различных типов во врезке “От теории к практике 4.2”).