Статьи по психологии

Со­держание и интенсивность

При недирективном отражении чувств следует точно передавать их. Если вы не уверены в том, что чувствует кли­ент, можете использовать пробное отражение. К. Роджерс при использовании этой техники иногда уточнял у клиентов, адекватно ли его отражение их чувствам. Чувства — это нечто очень личное, интимное; иногда клиенты реагируют более чем негативно, если интервьюер настаивает на присутствии определенной эмоции. Если вы используете пробное отраже­ние, клиент может сразу вас скорректировать. Например.

Клиент: Эта училка меня достала, когда сказала, что я свистнул ее часы. Существует множество способов исследования и расширения вашего эмоционального и словесного репертуара. Р. Каркгафф рекомендует следующее упражнение. Выберите какую-либо из основ­ных эмоций, предположим, гнев, страх, радость, огорчение, потом определите чувства, которые у вас связаны с реакцией на нее. Напри­мер, начните так: “Когда мне грустно…”, а закончите другим чувст­вом, которое ассоциируется с первым: “…я Послушав клиента 20 или 30 минут, или даже по истечении времени ин­тервью, уместно и полезно подвести итог сказанному. Например. Хотя в теоретическом отношении обобщение не представляет никаких сложностей, на практике подведение итогов может оказаться трудным. Информация быстро забывается, и память интервьюера дает неполную или искаженную картину того, что сказал клиент. Иногда, руководствуясь же­ланием подвести идеально точные итоги, клиницист берет на себя непо­сильную задачу. Например: Это подводит нас ко второй трудности, связанной с обобщением. Часто клиническое интервью представляет собой “лоскутный коврик” из разнооб­разнейших тем и вопросов. Клиницист может не обнаружить какой-либо очевидной темы, которая поддается обобщению. Это особенно касается на­чального этапа клинического интервьюирования. Трудно подвести итоги, ухватив суть, и при этом избежать многословия или не упустить важный аспект проблемы. Поэтому лучше подводить итоги в неформальном стиле и сотрудничать с клиентом.