Статьи по психологии

Важность факторов взаимоотношений для психотерапии

Их сформулировал Карл Роджерс в своих ранних работах Интер­вьюирование также в какой-то мере характеризуется созданием особого ви­да отношений между интервьюером и клиентом. К. Роджерс определил три основных условия, которые он считал необ­ходимыми и достаточными для личностного роста и развития клиента: конгруэнтность, безусловное позитивное отношение и точная эмпатия. Конгруэнтность — понятие, синонимичное искренности или аутентично­сти, оно означает, что интервьюер открыт и откровенен с клиентом. Одна­ко постоянная предельная конгруэнтность или аутентичность неуместна для интервьюера, поскольку цель терапии — обеспечить личностный рост клиента (а не тераписта). Подобно конгруэнтности, безусловное позитив­ное отношение и точная эмпатия — сложные переменные взаимоотноше­ний, которые должны сообщаться клиенту большей частью опосредованно. На процесс клинического интервьюирования оказывают влияние не­сколько факторов взаимоотношений, относящихся к интерперсональной и психоаналитической теориям. Сюда входят (список не полон): перенос, контрперенос, идентификация, интернализация, сопротивление и рабо­чий альянс. Требуется дополнительная теоретическая подготовка и супер­визия под руководством компетентного специалиста, прежде чем клини­цист сможет понимать и эффективно использовать эти переменные взаимоотношений. Начинающие интервьюеры должны стараться понять и обсуждать ситуации, при которых данные факторы могут влиять на те­рапевтический процесс. Поведенческие и социальные психологи также исследовали процесс клинического интервьюирования и определили некоторые переменные, связанные с эффективной психотерапией и консультированием, а именно: интервьюеры, которые считаются авторитетными специалистами, обладают личной и профессиональной привлекательностью и вызывают доверие, обычно имеют большее влияние на клиентов. Внешний вид и поведение интервьюера может способствовать восприятию его клиентом как высоко­компетентного, привлекательного и внушающего доверие специалиста.