Статьи по психологии

Концепция готовности к изменениям

Она сформулированная Дж. Прохазкой и К. Ди Клементе выступает основой моти­вационного интервьюирования. Данная модель предполагает шесть стадий готовности к изменениям: а) предшествующая размышлениям, когда кли­ент даже не задумывается о переменах; б) размышления, когда клиент ис­пытывает амбивалентность относительно своего поведения или привычек; в) решимость, когда клиент ощущает, даже в течение короткого времени, готовность заняться своей проблемой; г) действие, когда клиент применяет модели поведения, предназначенные для разрешения своей проблемы; д) сохранение, когда клиент использует различные навыки, чтобы не до­пустить повторения проблемы; е) рецидив, когда клиент снова возвращает­ся к проблемному поведению. Мотивационные интервьюеры понимают, что готовность к изменениям не есть статичная, внутренняя характеристика клиента. Скорее, она усили­вается или ослабляется в контексте терапевтических отношений, взаимо­действия с клиническим интервьюером и различных жизненных ситуаций. Явления, которые зачастую воспринимались как негативные (например, сопротивление и отрицание), переосмысливаются как сигналы, которые ин­тервьюер может интерпретировать и использовать для работы с клиентом. Мотивационные интервьюеры уклоняются от любой попытки сделать их экспертами, воспринимая себя в качестве сотрудников и помощников по отношению к клиентам. Они считают своей основной профессиональной миссией работу с глубокой, дезориентирующей амбивалентностью, которую клиенты испытывают в связи с деструктивным поведением или привычками. Данный подход многое взял из философии и методологии личностно­ориентированной терапии, разработанной Карлом Роджерсом. Как упоми­нается в тренинговом видеокурсе Карл Роджерс был компетентным, чутким и заинтересованным интервьюером, но его подход нельзя назвать недирективным в полном смысле этого слова. Род­жерс мягко подводил клиентов к их самой сложной или самой болезненной проблеме, а затем помогал им сосредоточиться и работать над ней.