Статьи по психологии

Преждевременные попытки разрешить проблему с помощью советов

Однако обычно неэффективны Прежде чем давать совет или предлагать реше­ние той или иной проблемы, интервьюер вместе с клиентом должен тща­тельно ее проанализировать. Есть основное правило, которого следует при­держиваться: перед тем как что-либо советовать клиенту, необходимо узнать, какие действия он уже предпринимал. Возможно, у вас есть дельный совет для этой женщины. Возможно, вы сами были в подобной ситуации либо кто-то из ваших знакомых столкнул­ся с проблемой незапланированной беременности. Может быть, эта жен­щина отчаянно нуждается в конструктивном совете (а также в информа­ции). Однако все это лишь предположения. Исходя из слов клиентки, мы не можем с уверенностью утверждать, что ей нужна информация или совет. Она “не знает, что делать” — вот все, что нам известно. Клиентка узнала о беременности два дня назад. Эти 48 часов она, вероятно, провела в поис­ках возможного выхода из ситуации. На этом этапе клинического интервью ваш совет, скорее всего, оказался бы неэффективным и неуместным. Или же в данном случае может быть уместен открытый вопрос: “Какие выходы из сложившейся ситуации вы уже обдумывали?” Клиенты обычно умнее и находчивее, чем мы о них думаем (и изобрета­тельнее, чем они сами считают). Неправильно давать совет, не выяснив, как они пытались справиться со своими трудностями. Психотерапевты, ориен­тированные на решение проблем, делают акцент на умениях и потенциале клиентов с помощью соответствующих вопросов, например: “Как вам удава­лось контролировать ситуацию?” или “Что позволило вам избежать конфлик­та с законом?”