Статьи по психологии

Обзор целей и отслеживание изменений

Еще один важный аспект завершающей стадии интервью — будущее клиен­та. Клиенты приходят на психологическое консультирование или психотера­пию в надежде на определенные изменения, а изменения связаны с будущим. Многие интервьюеры на завершающем этапе задают клиентам примерно такой вопрос: “Давайте представим, что терапия прошла успешно и вы замечаете важные изменения в своей жизни. В чем именно они будут вы­ражаться?” Уместны будут и другие вопросы, ориентированные на будущее, например: “Как, по-вашему, вы будете меняться в течение следующих не­скольких лет?” или “Какие цели вы ставите перед собой в личной (или профессиональной) жизни?”. Обсуждение терапевтических целей во время приемного интервью или на первых сеансах психотерапии подготавливает клиента к завершению интервью. Кори пишет, что диагностические процедуры приемного интервью включают следующий вопрос: “Каковы перспективы значимых изменений и каким образом можно определить, что эти изменения произошли?”  Посредством четкой формулировки желаемых измене­ний клиенты и интервьюеры могут осуществлять совместный мониторинг развития терапевтического процесса и вместе определить его окончание. Цели клиента должны определяться исходя из его проблем, в начале при­емного интервью. Также очень важно в конце приемного интервью рас­сматривать цели клиента в позитивном, оптимистическом свете. Подробно проработать все аспекты, описанные в этой главе, в течение традиционного клинического часа не представляется возможным. Профес­сиональный интервьюер должен выбирать — на чем сделать акцент, от чего отвлечь внимание, а что проигнорировать. Этот выбор определяется не­сколькими факторами.