Обзор целей и отслеживание изменений
Еще один важный аспект завершающей стадии интервью — будущее клиента. Клиенты приходят на психологическое консультирование или психотерапию в надежде на определенные изменения, а изменения связаны с будущим. Многие интервьюеры на завершающем этапе задают клиентам примерно такой вопрос: “Давайте представим, что терапия прошла успешно и вы замечаете важные изменения в своей жизни. В чем именно они будут выражаться?” Уместны будут и другие вопросы, ориентированные на будущее, например: “Как, по-вашему, вы будете меняться в течение следующих нескольких лет?” или “Какие цели вы ставите перед собой в личной (или профессиональной) жизни?”. Обсуждение терапевтических целей во время приемного интервью или на первых сеансах психотерапии подготавливает клиента к завершению интервью. Кори пишет, что диагностические процедуры приемного интервью включают следующий вопрос: “Каковы перспективы значимых изменений и каким образом можно определить, что эти изменения произошли?” Посредством четкой формулировки желаемых изменений клиенты и интервьюеры могут осуществлять совместный мониторинг развития терапевтического процесса и вместе определить его окончание. Цели клиента должны определяться исходя из его проблем, в начале приемного интервью. Также очень важно в конце приемного интервью рассматривать цели клиента в позитивном, оптимистическом свете. Подробно проработать все аспекты, описанные в этой главе, в течение традиционного клинического часа не представляется возможным. Профессиональный интервьюер должен выбирать — на чем сделать акцент, от чего отвлечь внимание, а что проигнорировать. Этот выбор определяется несколькими факторами.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.