Статьи по психологии

Преодоление сопротивления

При работе с клиентами, проявляющими сопротивление, могут помочь действия интервьюера, рассчитанные на достижение обратного эффекта (парадоксальная техника). Например, интервьюер может сказать клиенту, что боязнь или нежелание обсуждать личные темы — это естественная реакция, поэтому нет никакой необходимости рисковать. Такой подход заставляет оп­позиционно настроенных клиентов доказывать неправоту интервьюера, в ре­зультате чего они могут коснуться более личных вопросов. В то же время клиенты видят, что вы понимаете их затруднения, и могут поверить, что их нежелание — это нормальное чувство. Эта вера, в свою очередь, может сни­зить беспокойство и, соответственно, страх. Необходимо предупредить начи­нающих интервьюеров: большинство техник, рассчитанных на достижение обратного эффекта, рискованны и требуют контроля со стороны супервизора. Другой метод преодоления сопротивления включает беседу о сопротив­лении, а не попытку анализа глубинных конфликтов или страхов (что часто только усиливает сопротивление). Психотерапевты психоаналитической ориентации называют это интерпретацией защиты. Для наших целей доста­точно описать этот процесс как “обращение внимания” на сопротивление. Например, если сопротивление проявляется в бессодержательных или не относящихся к теме разговорах, вы можете сказать: “Я заметил, что когда мы обсуждаем ваши отношения с супругой, это вас расстраивает, вы начи­наете говорить о каких-то телепередачах, о ремонте в вашем офисе, о меж­дународной политике и вообще о чем угодно, только не отношениях с же­ной”. Иногда простое обращение внимания интервьюера на модели сопротивления, подобно конфронтации, побуждает клиента к анализу сво­его поведения и конструктивным переменам.