Статьи по психологии

Несогласие может быть неявным

Иногда молчание, отсутствие опреде­ленных жестов (например, интервьюер не кивает головой) или нейтральная позиция интервьюера могут истолковываться клиентом как несогласие. Важно контролировать свои реакции на клиентов, чтобы знать, наблюдается ли у вас тенденция к непроизвольному невербальному выражению несогла­сия (или неодобрения). Цель несогласия — изменить мнение клиента. Проблема состоит в том, что противопоставление мнения одного человека мнению другого может перерасти в личный конфликт и вызвать взаимную враждебность интер­вьюера и клиента. Поэтому клиницисту, как правило, не следует использо­вать личное несогласие в качестве основы для терапевтической интервен­ции. Цена слишком высока, а положительного эффекта можно добиться с помощью других средств. Если вы чувствуете побуждение выразить кли­енту свое несогласие, следуйте двум основным правилам. Если вы расходитесь во мнениях по вопросу, не имеющему прямого отношения к терапии (например, аборт, смешанные браки, сексуаль­ная ориентация), помните о том, что в ваши обязанности не входит изменение мировоззрения клиента в целом. Ваша задача — помочь клиенту изменить те мысли, чувства и/или модели поведения, кото­рые мешают его нормальной жизнедеятельности. Если, по вашему профессиональному суждению, определенное мне­ние или убеждение клиента мешает его нормальной жизнедеятельно­сти (например, вызывает стресс или не дает необходимого эффекта), вы можете принять решение не согласиться с клиентом и предоста­вить ему фактическую информацию, способствующую адаптивным изменениям (в таком случае вы прежде всего даете информацию или объясняете, а не выражаете несогласие).