Статьи по психологии

Как вести записи во время клинического интервью

О ведении записей говорят многие практики и теоретики Некоторые специалисты реко­мендуют делать заметки только после окончания интервью, другие указы­вают на то, что далеко не все люди обладают абсолютной памятью, поэто­му желательно вести записи по ходу работы с клиентом. Главное здесь в том, что в некоторых случаях ведение записей может восприниматься клиентом негативно, а иногда, наоборот, — способствует установлению эмоционального контакта и повышает его доверие к интервьюеру Реакция клиента на ведение записей обычно определяется его личностными особенностями, межличностной динамикой, соответствующим предварительным опытом и тактом клиници­ста. Так как вы не можете предугадать реакцию клиента на ведение запи­сей, вы должны объяснить ему, зачем делаете заметки во время интервью. С. Шей предлагает следующий подход Начиная клиническое интервью, я даже не беру в руки блокнот. Когда же начинаю писать, то, чтобы не показаться невежливым, обычно гово­рю клиенту: “Я собираюсь кое-что записать, чтобы потом ничего не пе­репутать. Вы не возражаете?” Клиенты очень хорошо реагируют на этот простой знак вежливости. Кроме того, объяснение цели, как правило, смягчает ту паранойю, с которой клиенты зачастую относятся к ведению записей, когда им кажется, что терапист исступленно анализирует каж­дую их мысль и действие  Мы согласны с тем, что когда интервьюер ведет записи, следует вежливо предупредить об этом клиента и соблюдать такт (т.е. всегда необходимо уделять больше внимания клиенту, чем своим заметкам). Однако мы реко­мендуем вам попрактиковаться в клиническом интервьюировании как с ве­дением записей, так и без. Важно знать, насколько уверенно вы чувствуете себя, делая заметки во время клинического интервью, и насколько уверен­но вы себя чувствуете, не делая никаких записей.