Статьи по психологии

Похвала другому человеку

Она заставляет вас открыться. Вы сообщаете о своих ценностях и о своем одобрении. Открываться клиенту следует только в меру. Это — техника
клинического интервьюирования, которой нельзя злоупот­реблять Ободрение клиента — тоже одна из техник. Клиенты иногда ведут себя так, словно напрашиваются на ободрение интервьюера. Они хотят знать, хорошие ли они родители, правильно ли поступили в ка­кой-то ситуации, пройдет ли депрессия и т.д. Вы почувствуете потребность ободрить их и заверить, что у них все в порядке (или будет в порядке). Ободрение не должно быть преждевременным или общим. Ободряя клиен­та, вы даете свою оценку определенной ситуации и/или способности человека справляться с проблемами, а также утверждаете, что ситуация разрешится или положение дел изменится к лучшему. Кроме того, эмпатия и ободрение — это совсем не одно и то же. Клиницист должен регулярно демонстрировать эмпатию, а ободрение нужно применять очень осторожно, в малых дозах. Директивные отклики слушания и действия называются так потому, что их применение ставит клинициста в положение дирижера, хореографа, экс­перта. Адекватное использование этих методов требует межличностной и профессиональной чуткости. Кроме того, необходимо знание основ пси­хопатологии и владение базовыми навыками психологической диагностики. Учитывая то, что директивные отклики оказывают сильное воздействие, будет уместным заняться их обсуждением позже, после детального рассмот­рения диагностического интервьюирования. Почему же тогда мы включили в эту главу описание таких откликов, как интерпретация или конфронтация? Для проведения диагностических интервью вам нужно ознакомиться со всеми откликами, которые может использовать клиницист. Диагностиче­ское интервьюирование требует применения как недирективных, так и ди­рективных откликов. Кроме того, если вы не овладеете всеми необходимы­ми навыками, вы можете неправильно, в ущерб процессу психологического консультирования или психотерапии, применить более сложные директив­ные техники. Информация, которую мы даем ниже, не
предназначена для самостоятельного овладения директивными навыками психологического консультирования и психотерапии. Мы хотим привить вам интерес к более глубокому их изучению и тренингу.