Статьи по психологии

Определенное сообщение

Поразмыслите над этим. Что бы вы ни говорили (даже если вы вообще ничего не говорите), вы посылаете собеседнику. Вспомните телефонный разговор с вашим другом или знакомым. Возмож­но, после какой-нибудь вашей реплики друг несколько секунд помолчал — в разговоре возникла пауза. Не правда ли, вы обратили внимание на эту паузу и истолковали ее в определенном смысле? Еще один пример — цитата, которая стала эпиграфом к этой главе. Слушатель не делает никаких движений, ничего не говорит, но все же ему удается передать понимание и сочувствие (или же говорящий интерпрети­рует его выражение лица как сочувственное). Первое впечатление клиента об интервьюере во многом зависит от того, что он видит, когда говорит. Ваше поведение внимания становится сооб­щением для клиента — сообщением, которое в идеале должно восприни­маться клиентом как приглашение к свободному и открытому самовыраже­нию. В этой главе мы сосредоточимся на том, как научиться выглядеть, говорить и действовать как хороший слушатель. Рекомендация клиницисту учиться выглядеть как
хороший слушатель может показаться наивной или просто глупой. Тем не менее компетент­ные интервьюеры осознанно используют такие модели поведения, кото­рые истолковываются их клиентами как знаки заинтересованности и уча­стия. Такие модели поведения в литературе по клиническому интервьюированию и психологическому консультированию называют по­ведением внимания

В идеале интервьюер должен всегда искренне принимать участие в про­блемах клиента и быть заинтересованным в его благополучии. На практике бывают времена — по крайней мере, мгновения, — когда даже самые луч­шие специалисты начинают скучать или отвлекаются, временно теряя ин­терес к своему клиенту. Исследование такой утраты интереса и того, как следует себя вести в подобных ситуациях, необходимо, однако мы займемся этим позже (см. разделы главы 5, посвященные конгруэнтности и контрпе­реносу). А сейчас мы сосредоточимся на поведении внимания.