Статьи по психологии

Терапевтических отношений

Мы вы­ступаем за то, чтобы интервьюер время от времени проявлял спонтан­ность — если это входит в его планы. важным элементом ” говорит о по­зитивных или приязненных чувствах, которые интервьюер должен испытывать к своим клиентам, чтобы чувствовать себя достаточно уверенно для исследова­ния их сомнений, недостатков и слабостей. Исследования подтверждают, что психотерапия более эффективна, если интервьюер испытывает положитель­ные чувства к клиенту  Терапист должен найти ответ на следующий важный вопрос: “Как мне выразить или продемонстрировать безусловное положительное отношение к своему клиенту?” Большой соблазн состоит в том, чтобы попытаться выра­зить позитивные эмоции непосредственно, с помощью физического контакта или таких утверждений, как “Вы мне нравитесь”, “Вы мне небезразличны”, “Я принимаю вас безо всяких условий”, “Здесь вас никто не осудит”. Непосредственное выражение клиенту безусловного положительного от­ношения обычно неэффективно или даже опасно. Во-первых, непосредст­венное проявление расположения может восприниматься как нелепое или чересчур интимное поведение. Во-вторых, прямое выражение приязни мо­жет подразумевать ваше желание завязать дружеские или любовные отно­шения с клиентом. В-третьих, даже опытные интервьюеры иногда испыты­вают негативные эмоции по отношению к своим клиентам. Если вы заявляете о “безусловном принятии”, вы обещаете невозможное, поскольку не сможете (и не будете) испытывать к клиенту только добрые чувства.