Статьи по психологии

Перенос амбивалентен

Как утверждал 3. Фрейд,  Перенос может принимать форму позитивных (дружеских, приязненных) или негативных (враждебных, безразличных) установок, чувств или моделей поведения. Как первые, так и вторые могут быть благоприятной почвой для работы с клиентами в процессе терапии. Однако в начальной фазе самое разумное для интервьюера — оставаться мудрым наблюдателем, подмечать реакции и модели поведения клиента, которые, очевидно, определяются событиями и отношениями прошлого, но воздерживаться от комментариев по поводу этих моделей и реакций. Очень соблазнительно считать очевидно позитивное, теплое или прияз­ненное отношение клиента закономерными откликами на действия интер­вьюера и в то же время списывать враждебность или безразличие клиентов на испорченность их натуры. На начальном этапе терапевтического про­цесса следует избегать как первого, так и второго. Вместо этого нужно ис­пользовать свои знания реакций переноса для совершенствования наблюда­тельности и оставаться нейтральными и расположенными к клиентам независимо от знака реакций переноса. Следует избегать интерпретации переноса на начальном этапе терапев­тических отношений. Адекватный эмоциональный контакт и установление рабочего альянса должны предшествовать интерпретации Интерпретация переноса требует продвинутых навыков и фундаментальной теоретической подготовки, которые можно получить путем изучения соот­ветствующей литературы и с помощью супервизии под руководством ком­петентных специалистов  Общепринятое правило состоит в том, чтобы замечать, но не придавать значения умеренно позитивным ре­акциям переноса, но прежде всего уделять внимание негативному переносу. Конечно, интерпретацию реакций как позитивного, так и негативного пе­реноса следует отложить до тех пор, пока свидетельства неадекватности этих реакций не станут очевидными и легче поддающимися интерпретации.