Статьи по психологии

Конфронтация

Цель конфронтации — добиться более ясного восприятия клиентом себя и своих действий. У клиентов часто складываются искаженные представле­ния об окружающих, мире и себе. Эти искажения обычно проявляются в форме несоответствий или противоречий. Например, представьте клиен­та, который, сжимая кулаки, гневно говорит: “Зачем вы вспоминаете мою бывшую жену? Я уже говорил вам, что с этим покончено раз и навсегда! У меня не осталось к ней никаких чувств. Все ушло, как прошлогодний снег”. Очевидно, что клиент по-прежнему испытывает сильные чувства к своей бывшей супруге. Возможно, отношения между ними уже не восста­новятся и клиент хотел бы навсегда забыть об этой женщине, но его невер­бальное поведение — тон, жесты, мимика — сообщают интервьюеру о том, что у клиента сохраняется эмоциональная привязанность к бывшей супруге. Конфронтация имеет наибольший эффект в том случае, когда у вас сложил­ся рабочий альянс с клиентом и вы располагаете достаточными свидетельства­ми, с помощью которых можете ему продемонстрировать его эмоциональные либо поведенческие несоответствия или противоречия. Что касается послед­него примера, то в этой ситуации мы не рекомендуем применять технику конфронтации, если только нет дополнительных свидетельств, указывающих на неразрешенные чувства клиента к его жене. При наличии таких вспомога­тельных свидетельств была бы уместна конфронтация в следующей форме: Заметьте, интервьюер цитирует слова клиента как доказательство своей правоты. В данном случае интервьюер решил, что для клиента будет лучше признать свои скрытые чувства по отношению к своей бывшей жене и про­анализировать их. Поэтому он использует конфронтацию для того, чтобы клиент осознал свою проблему. Для повышения вероятности того, что клиент признает это противоречие между своими словами (вербальным поведени­ем) и эмоциональным состоянием (невербальным поведением), конфрон­тация была мягкой и подкреплялась доказательствами.