Статьи по психологии

Реакция клиента на вводный вопрос

После того как вы задали вводный вопрос, интервью фокусируется на клиенте. Как отреагирует клиент? Примет он ваш вводный вопрос и сразу ответит на него, будет колебаться, долго подыскивая слова, или ему пона­добятся дополнительные указания? Как мы уже говорили, некоторые кли­енты приходят на интервью, ожидая авторитарного руководства, поэтому общие и недирективные вводные вопросы могут сбить их с толку. Обычно первый отклик клиента на вводный вопрос показывает вам, как он реаги­рует на неструктурированные ситуации вне терапии. Некоторые интер­вьюеры полагают, что этот первый отклик существенно важен для понима­ния личностной динамики клиента. Порой ответ клиента может навести вас на мысль о том, что он заранее отрепетировал эту часть интервью. Например, наши клиенты иногда давали такие ответы. “Давайте я начну с самого детства”. В настоящее время мои симптомы таковы…” “Сейчас в моей жизни есть три проблемы, которые мне трудно разрешить”. “Причина моей депрессии в том, что.. Работа с клиентами, которые заранее готовят свой ответ, имеет как пре­имущества, так и недостатки. Главное преимущество состоит в том, что эти клиенты проанализировали свои проблемы и пытаются сразу же говорить по существу. Если они обладают достаточными аналитическими способностями и четко понимают, почему нуждаются в помощи специалиста, ваша задача су­щественно облегчается и клиническое интервью будет продвигаться успешнее.