Статьи по психологии

Применение вопросов

Оно может привести и к негативным результатам. В вопросах проявляются интересы и ценности интервьюера, а не клиента. Соответственно, клиенты могут подумать, что их собственная точка зрения не важна. Конечно, компетентные интервьюеры могут снизить этот риск до минимума, спрашивая клиента о том, что он сам считает важным, напри­мер: “Что еще, по вашему мнению, нам нужно сегодня обсудить?” Вопро­сы, кроме того, ставят клинициста в положение эксперта, который должен задавать нужные вопросы и иногда знать правильные ответы. Злоупотреб­ление вопросами подчеркивает аспекты власти, ответственности и автори­тета, присущие ситуациям клинического интервьюирования. Вопросы могут сказаться на спонтанности вербального самовыражения и вызвать защитную реакцию клиента, особенно если интервьюер задает не­сколько вопросов подряд. Клиент может стать пассивным и ожидать, пока интервьюер задаст нужный вопрос. Это приводит к парадоксу: интервьюер обычно начинает задавать вопросы, потому что ему нужна информация, од­нако слишком многочисленные вопросы снижают вербальную активность клиента и вызывают защитную реакцию, в результате чего клиницист не по­лучает достаточной информации. Злоупотребление вопросами может также вызвать зависимость: клиент начинает слишком сильно полагаться на вопро­сы и ответы интервьюера относительно важных проблем своей жизни. Опять — таки, нужно отметить, что более директивные направления психотерапии обычно рекомендуют использовать прямые вопросы и рассматривают тераписта прежде всего как эксперта. Это разумный подход, если только он отвечает теоретической ориентации тераписта и применяется с учетом потенциальных помех. А. Бенджамин так отзывался о злоупотреблении вопросами. Некоторые клиенты предпочитают, чтобы им задавали много вопросов, потому что вопросы ясно указывают, о чем нужно говорить. И наоборот, менее структурированные или менее директивные техники могут вызвать у клиента тревогу или недовольство, поскольку иногда он не знает, что ему следует делать. Хотя вопросы используются прежде всего как средство по­лучения информации, они также помогают интервьюеру контролировать ход и направление клинического интервью.