Статьи по психологии

Компетентность интервьюера

В-третьих, хотя клиент этого и не признает, его чувства могут отно­ситься непосредственно к интервьюеру. Клиент может иметь свое мнение по поводу, либо же внешность или личност­ные особенности последнего вызывают у клиента определенные ассоциа­ции. В таком случае клиенту следует знать, что он может говорить о своих чувствах независимо от того, имеют ли они под собой реальное основание или представляют собой плод воображения. Эти чувства могут быть при­знаком переноса, поэтому их нельзя оставлять без внимания (хотя их дале­ко не всегда следует интерпретировать, однако клиенту полезно открыто говорить о своих чувствах в отношении терапии и интервьюера). В-четвертых, когда клиент приходит на первые интервью, он зачастую чувствует себя хуже, чем обычно, потому что разговор сосредотачивается на неприятных для него вещах. Поэтому объяснение клиенту того, что он мо­жет чувствовать отчаяние, смущение или гнев при обсуждении своих про­блем, может предотвратить преждевременное прекращение терапии. Если клиент испытывает сильные отрицательные чувства в отношении процесса интервьюирования, ему могут помочь следующие объяснения. Второй тип объяснения необходим, когда клиент не понимает значения испытываемых им симптомов. Например, клиентам с тревожными рас­стройствами часто кажется, что они “сходят с ума” или “умирают”  Такие клиенты убеждены в том, что они психиче­ски больны и что в конце концов их изолируют от общества, поместив в психиатрическую больницу. В действительности большинство тревожных расстройств вполне излечимы. Это следует доводить до сведения клиентов, поскольку объяснение симптомов и даже диагноза может действовать на них весьма ободряюще. Например.