Статьи по психологии

Подготавливайте клиента к вопросам

Простая техника, снижающая риск потенциальных побочных эффектов, — предупредить и подготовить клиента к интенсивному опросу. Часто это помо­гает клиенту не воспринимать вопросы враждебно и способствует его сотруд­ничеству с интервьюером. Можете предупредить клиента в такой форме: Вопросы всегда следует использовать в сочетании с другими откликами слушания, особенно недирективными. Реакция клиента на вопрос время от времени обязательно должна сопровождаться вашим откликом слушания. Клиент скорее начнет относиться к вам как к компетентному, заслужи­вающему доверия специалисту, если вы сосредоточитесь на его важнейших проблемах. Поэтому для эффективности своих вопросов спрашивайте непо­средственно о том, что сам клиент считает важным. Клиентам порой бывает трудно понять цель определенных диагностиче­ских вопросов или вопросов, направленных на исследование психического статуса. Например, при интервьюировании клиента, страдающего депресси­ей, необходимо выяснить, какой у него аппетит, сон, концентрация внима­ния, сексуальная активность и т.д. Уместны следующие вопросы. Представьте себе, как страдающая депрессией клиентка, раздражитель­ная, не знакомая с психологией, считающая (отчасти справедливо), что ее ненормальное состояние вызвано десятилетним эмоциональным прессин­гом со стороны мужа, может отреагировать на подобные вопросы. Она, ве­роятно, подумает: “Какой странный консультант! Какое отношение имеют мои аппетит, сон, сексуальная жизнь и внимание к той проблеме, с которо Возможно, самое лучшее применение вопросов — для получения кон­кретных примеров из жизни клиента. Вместо того чтобы выслушивать от­влеченные рассуждения клиента, можно использовать вопросы для выясне­ния особенностей его поведения в определенных ситуациях.