Статьи по психологии

Природная любознательность и профессиональная этика

Вполне естественно, если интервьюеру хочется спросить клиента о чем-то таком, что не имеет прямого отношения к делу. Подавляющее большинство интервьюеров время от времени испытывают желание задать клиенту вопрос только для того, чтобы удовлетворить свое любопытство. Например, если кли­ент упоминает о том, что вырос в “уездном городе N”, т.е. приходится земля­ком интервьюеру, последний захочет спросить: “В какой школе вы учились?” или “Вы ходили на танцплощадку, что была на крыше ресторана “Космо”?” Хотя подобные вопросы помогают оценить социальный статус или происхож­дение клиента, они, скорее всего, задаются просто из любопытства. К тому же такие вопросы направляют клиническое интервью в социальное русло, а не в терапевтическое. Более того, потакание своему любопытству может привести к чрезмерному самораскрытию клинициста (“Да, помню, как-то раз в “Космо” мы с друзьями опрокинули по рюмочке и…”). Клиент может интерпретиро­вать это как начало скорее дружеских, чем профессиональных отношений. Тераписту очень важно помнить, что все его действия, включая самораскры­тие, должны быть во благо клиенту (Pizer, 1997). Этические проблемы могут возникнуть в том случае, если интервьюер поддается своему желанию и спрашивает клиента о вещах, не имеющих прямого отношения к делу. А. Лазарус (Lazarus, 1994)
популяризовал этиче­скую дилемму: допустимо ли для интервьюера по окончании интервью попросить клиента подбросить его куда-нибудь на своей машине (даже если им по пути)? Наша позиция в этом вопросе такова: за очень редким исклю­чением, личные потребности и нужды (даже если они выглядят совершенно безобидными) специалиста в области психического здоровья не должны вторгаться в сферу его профессиональных обязанностей, — как, например, в случае с просьбой подвезти клинициста домой, если у того сломалась ма­шина. Конечно, и при соблюдении этого принципа можно, как говорится, перегнуть палку. Однако мы стараемся не нарушать границы межцу лич­ным и профессиональным, потому что подобные нарушения могут усили­вать неадекватные тенденции и в конце концов приводить к нарушению этических норм