Статьи по психологии

Клиенты чувствовали улучшение

При этом мои супервизоры, по-видимому, были до­вольны моей работой, и мои настолько же, насколько и клиенты других интервьюеров. Но что именно мне нуж­но было делать? Я была знакома с динамической, поведенческой и кли — ент-центрированной психотерапией, но я продолжала читать и искать от­веты на свои вопросы. Я чувствовала, что было нечто, что мне следовало знать, нечто такое, о чем мне не потрудились рассказать преподаватели, точно так же, как повара, говорят, утаивают один важный ингредиент, когда раскрывают свои рецепты  Отсутствующий ингредиент, который искала М. Гиббс, мог быть опы­том. Опыт не дает интервьюеру нужных слов, но он помогает справиться с паникой, которая возникает, когда не знаешь, что сказать. Опыт дает ин­тервьюеру уверенность, необходимую для ожидания, — он знает, что в конце концов к нему придут нужные слова. Кроме того, опыт придает интервьюе­ру уверенности в своих силах. Однако профессиональная честность требует от интервьюера признания и принятия того факта, что иногда нужных слов все-таки нет. Гиббс заканчивает свою главу следующими словами. Стратегии могут снизить, но не устранить неопределенность, на кото­рой основываются клиническое суждение и терапевтическая интервен­ция. Сомнения интервьюера нужно не подавлять, а выносить на обсу­ждение — как учебной аудитории, так и в других местах. [Имеются] свидетельства, подтверждающие идею, что неуверенность и скромность в отношении правильности наших клинических выводов — путь к повы­шению их точности. Я нахожу огромное утешение в таком мнении  Знание того, что говорить, когда именно говорить, а когда лучше помол­чать, — основа клинического интервьюирования. Боязнь сказать “не то” — распространенная фобия, в которой признаются многие наши студенты. В следующем разделе используется классификация Ф. Робинсона (Robinson, 1950).
Мы начнем с тех откликов, которые считаются в основном недирективными, затем постепенно перейдем ко все более директивным и терапевт-центрированным. Отклики клинического интервьюера делятся на следующие три категории.