Статьи по психологии

Директивные отклики слушания

Они включают валидизацию чувств, интер­претативное отражение чувств, интерпретацию и конфронтацию. Эти тех­ники подразумевают привлечение внимания или ориентирование клиента на определенные моменты по ходу интервью. Представьте, что вам нужно вырыть яму без лопаты или сколотить дере­вянный забор без молотка.

Для некоторых интервьюеров аналогичные трудности представляет работа с клиентом без обращенных к нему вопро­сов: как можно выполнить работу без самого необходимого инструмента? Несмотря на центральную роль вопросов в клиническом интервьюиро­вании, мы смогли отложить обсуждение проблемы их применения до гла­вы 4. Почему? Это как если бы заставить плотника придумать, как обой­тись без молотка и купить сиалис в Санкт-Петербурге. Мы хотели стимулировать вашу креативность, помочь вам осознать глубину, широту и возможности применения других инстру­ментов — навыков слушания и коммуникации.

Если вы хотите приобрести весь арсенал навыков интервьюирования, вам следует избегать чрезмерной зависимости от вопросов при работе с клиентом. Вопросы — чрезвычайно разноплановый и гибкий инструмент интер­вьюирования, они могут использоваться для того, чтобы разговорить кли­ента; ограничить его самовыражение; улучшить эмоциональный контакт; продемонстрировать заинтересованность или, наоборот, незаинтересован­ность интервьюера в клиенте; для получения информации; для оказания дав­ления на клиента; для игнорирования мнения последнего. Читая следующие разделы о применении вопросов и директивных откликов действия, пораз­мыслите над тем, каково это — свободно пользоваться тем, что многие из вас считают основным инструментом клинического интервьюирования.