Статьи по психологии

Закрытые вопросы

Закрытые вопросы подразумевают, как правило, ответ “да” или “нет” ). Хотя вопросы, которые начинаются со слов кто, где или когда, некоторые относят к открытым, на самом деле они подразуме­вают строго определенный ответ, поэтому мы считаем, что их также следу­ет считать закрытыми.

Закрытые вопросы ограничивают словесное выражение клиента и по сравнению с открытыми вопросами ведут его к более определенным ответам. Они могут выполнять функцию снижения или контроля вербальной активно­сти клиента. Снижение вербальной активности полезно в том случае, если клиент во время интервью слишком много говорит. Кроме того, ориентиро­вание клиента на определенный способ описания своего опыта в какой-то мере может быть полезно при проведении диагностических интервью (в примере с приступом паники в подземке интервьюер мог бы спросить: “Чувствовали ли вы головокружение?”, для того чтобы подтвердить или оп­ровергнуть наличие симптомов, связанных с паническими реакциями).

Четыре пары вопросов, приведенные ниже, предназначены для получе­ния информации, относящейся к одной и той же теме. Представьте, как бы вы ответили на эти вопросы, а затем сравните свои варианты с отве­тами коллег. Если вы начинаете интервью с частого применения недирективных от­кликов, но позже меняете стиль для получения более конкретной информа­ции с помощью закрытых вопросов, будет полезно уведомить клиента о но­вой стратегии интервью. Например, вы можете сказать: “Хорошо, у нас есть еще около 15 минут, и остается несколько вещей, о которых нам обязательно нужно поговорить, поэтому я буду задавать вам очень конкретные вопросы”.

Как и какой хостинг лучше выбрать — в обзоре дешевых хостингов