Статьи по психологии

Цели пси­хологического консультирования

С другой стороны, иногда мнения интервьюера и клиента на или психотерапии расходятся. Это несо­гласие может обусловливаться различными факторами, включающими сле­дующие переменные (но не ограничиваются ими): а) низкая мотивация или плохое понимание клиентом своих проблем и б) сомнительные мотивы или непонимание со стороны специалиста. Традиционно, более директивные подходы к психотерапии (например, психоаналитический или поведенче­ский) обычно рассматривали мотивацию и понимание клиентов как огра­ниченные или сомнительные, в то время как мотивация и понимание тера­певта считались относительно непогрешимыми. В последнее время, возможно из-за акцента на этических аспектах психологического консуль­тирования и психотерапии, таких, например, как информированное согла­сие и ответственность клинициста, большинство подходов стали отводить мнению клиента существенную роль. Наглядную иллюстрацию несоответствия терапевтических целей клиента и интервьюера дает фильм (и книга, по которой он поставлен) В нем во время первой встречи под­росток говорит своему психологу, что хочет “лучше контролировать себя”.

Психолог, наоборот, считает, что клиент слишком жестко себя контролиру­ет, что ему нужно расслабиться, “отпустить поводья”. Художественные книги и фильмы, возможно, с целью создания сюжетного конфликта, часто изображают цели тераписта и клиента как разнонаправленные, иногда даже несовместимые. В качестве примера можно привести такие произведения, как (“Девушка, которую невозможно прервать”)  Для тераписта важно учитывать точку зрения клиента, в то же время предлагая профессиональное мнение относительно адекватных целей те­рапии и стратегий их достижения. Достижение равновесия между точка­ми зрения клиента и тераписта требует чуткости, такта и развитых ком­муникативных навыков.