Статьи по психологии

Аспекты вашего сообщения

Возможно, вас не устроит эта конкретная формула, но очень важно по­думать, как выбрать слова, чтобы донести до клиента основные. Существуют разные подходы к формулированию вводного вопроса. Са­мое главное — вводный вопрос должен содержать либо открытый вопрос (т.е. вопрос, который начинается со специальных слов что или как), либо мягкое понуждение. Описанный выше вводный вопрос представляет собой мягкое понуждение. Это директива, которая обычно начинается формулой Расскажите… Приведем некоторые другие популярные вводные вопросы. Рассматривая эти вводные вопросы, подумайте, как бы вы отреагировали на них на месте клиента. Может быть, вам понадобится опробовать их в ро­левой игре или учебных интервью. Вводный вопрос интервьюера определяет, как клиент начнет говорить о себе и своих проблемах, поэтому вам нужно хорошо продумать его составляющие. Например, если вы хотите узнать у клиента о факторах стресса и используемых им способах совладания с ним, можно использовать формулу С. Шея (ibid.). Формула А. Айви (Ivey, 1988) имеет более социальный характер и менее формальный, даже в какой-то мере светский стиль. Вопрос “Чем я могу вам помочь?” выражает предпо­ложение интервьюера, что клиент нуждается в помощи и что вы станете для него помощником. Ни одна из этих формул, конечно же, не может считаться совершенно недирективной. Цель вводного вопроса — помочь клиенту свободно заговорить о своих личных проблемах, которые побудили его обратиться за профессиональной помощью.