Статьи по психологии

Проективные вопросы

Они могут также применяться для оценки суждений и ценностей клиента. Например, интервьюер может проанализировать ответ на вопрос “Как бы вы распорядились миллионом долларов?”, чтобы опосре­дованно судить о ценностях и рассудительности клиента. С помощью во­проса о миллионе долларов можно также диагностировать процесс приня­тия клиентом решений и особенности его суждений. Проективные вопросы часто используются при исследовании психического статуса (см. главу 7). Очевидно, что вопросы вызывают определенные реакции — как у ин­тервьюера, так и у его клиента. Очень важно разобраться в этих реакциях. Одни из них уникальны и индивидуальны для каждого человека, другие более обычны и универсальны. К сожалению, зачастую трудно найти рав­новесие между нашей собственной потребностью спрашивать (или не спрашивать) и потребностью клиентов быть (или не быть) спрошенными. Применение вопросов, как правило, дает несколько позитивных резуль­татов. Открытые вопросы могут подвести клиента к более углубленному об­суждению своих мыслей и чувств. Закрытые вопросы могут помочь интер­вьюеру заострить внимание клиента на определенной информации, доступ к которой по другим каналам затруднен. Когда интервьюер принимает на себя руководящую роль и контролирует интервью с помощью вопросов, некоторые клиенты чувствуют облегчение. Вопросы также могут помочь разъяснить или уточнить смысл сказанного клиентом. Вопросы — эффек­тивный инструмент для выявления специфических, конкретных примеров поведения клиента. Правильное применение вопросов — важная состав­ляющая диагностического интервью