Статьи по психологии

Искреннее внимание и готовность выслушать и помочь клиенту

Для Роджерса представляют собой самое важное качество тераписта. К. Роджерс был замечательным человеком— почти во всех случаях он искренне инте­ресовался тем, что рассказывали ему клиенты; заботился прежде всего об их личностном росте и развитии. Поразительно, но даже после нескольких десятилетий консультационной практики он очень редко испытывал гнев или раздражение по отношению к своим клиентам

Воспитание конгруэнтностидают прекрасный совет, как интервьюер может определить уместность спонтанного выражения своих чувств. Хотя Газда и соавторы имеют в виду прикосновение, их реко­мендации можно отнести к большинству моделей спонтанного поведения интервьюера: “Для кого это — для меня, для моего собеседника или для того, чтобы произвести впечатление на тех, кто за нами наблюдает?” Другими словами, клиницист должен определять мотивы потенциально спонтанных моделей поведения.

Что касается прикосновения, то мы занимаем позицию, которая, воз­можно, еще более консервативна, чем взгляды Газды и соавторов. Наше мнение: если вы собираетесь прикоснуться к клиенту, вы должны удосто­вериться, что делаете это исключительно ради его пользы, но не для собст­венного удовольствия. Кроме того, вы должны быть уверены, что прикос­новение не будет воспринято клиентом как демонстрация агрессии или властности и что вас не поймут превратно. Если у вас есть хоть малейшее сомнение, не стоит дотрагиваться до клиента.