Статьи по психологии

Применение навыков слушания и психологических техник

Общим компонентом как для анализа/оценки, так и для интервен­ции/поддержки выступает восприимчивое и эффективное слушание. Неза­висимо от ваших действий — предварительной диагностики или терапевти­ческой интервенции — вы должны продемонстрировать клиенту готовность внимательно его выслушать.

Общее мнение таково, что лучший способ выслушать клиента — зада­вать тщательно обдуманные вопросы. Однако это предположение неверно. Правильно ставить вопросы во время интервью чрезвычайно важно, однако не следует забывать, что это директивная деятельность, которая не всегда позволяет клиенту свободно выразить себя. Вопросы направляют и ограни­чивают вербальное самовыражение клиента, поэтому клиент говорит то, что, по мнению интервьюера, ему следует говорить. Это может быть совсем не то, что клиент хотел бы сообщить. Хотя вопросы клинициста представ­ляют собой неотъемлемую часть процесса интервьюирования, приоритет слушания позволит вам эффективнее оценить состояние клиента и помочь ему (недостатки и преимущества вопросов обсуждаются в главе 3). Опытные интервьюеры слушают, диагностируют и прибегают к терапев­тической интервенции таким образом, что эти процессы кажутся проте­кающими одновременно. Начинающие, наоборот, должны воздерживаться от применения тех или иных методов терапевтической интервенции до тех пор, Джерри Фест, терапист, работающий с уличной молодежью в городе Портленде, штат Орегон, в своем пособии по психологической работе с молодыми людьми описал следующий случай (Boyer, 1988).
Как-то ве­чером он дежурил в круглосуточном центре психологической помощи. К нему пришла молодая женщина, очень взволнованная и явно испы­тывающая страдания. Джерри был знаком с ней по прошлым визитам, поэтому поздоровался с ней, назвав по имени. Женщина сказала: “Слушай, мне позарез надо выговориться”. Он пригласил клиентку в офис и несколько минут слушал очень трогательную историю о при­ключившихся с ней неприятностях. Затем он произнес слова, которые, по его мнению, должны были выражать понимание и поддержку. Жен­щина тут же замолчала.