Статьи по психологии

Конгруэнтность

Конгруэнтность означает гармонию мыслей, чувств и поведения. Раз­ногласий и противоречий нет; образ мыслей, чувств и поведение конгру­энтного интервьюера последовательны и адекватны таковым клиента. Те­рапист воспринимается клиентом как искренний, надежный и приятный в общении человек.

Конгруэнтность подразумевает спонтанность и честность, “…желание выражать в словах и в поведении свои различные чувства и отношения” (там же, с. 75). Роджерс подчеркивал, что конгруэнтность имеет большое значение даже в том случае, если включает в себя установки, мысли или чувства, на первый взгляд не способствующие установлению гармоничных отношений. Обсуждая значение конгруэнтности в клиническом интервьюировании, студенты часто спрашивают, в каких формах она воплощается в типичном интервью. Обычно задают следующие вопросы. Чтобы оценить и правильно использовать конгруэнтность, вам следует взглянуть на нее глазами самого Роджерса. В процессе психологического консультирования он полностью сосредотачивался на клиенте. Он стремил­ся к 100-процентному пониманию клиентов, их точки зрения. Именно по­этому он назвал свой подход “клиент-центрированным”, а позже — “личностно-ориентированным”. Такая направленность в значительной мере сокращала потребность Роджерса в осуждении или выражении негативных эмоций по отношению к клиентам. Более того, К. Роджерс вполне опреде­ленно заявил, что цель клиент-центрированной терапии состоит вовсе не в том, чтобы терапист сообщал клиенту о своих эмоциях. К. Роджерс полагал, как видно из этого утверждения, что необходимость самораскрытия должна быть тщательно обдумана и взвешена терапистом. Зачастую уместнее обсуждать свои чувства с коллегами или супервизором, чем непосредственно с клиентом.