Статьи по психологии

Са­мораскрытие клиента

Вопросы, начинающиеся со что
и как, обычно обу­словливают наиболее продуманные ответы клиента, однако далеко не всегда. Чаще специфичность или широта ответа определяется тем, как сформулирован вопрос как или что. Например, за вопросом “Как вы себя чувствуете?” или “Что вы делали в тот вечер?” обычно следуют весьма лаконичные ответы. Об открытости определенного вопроса следует судить прежде всего по ответу на него. Вопросы почему
уникальны в том смысле, что они заставляют клиента занять оборонительную позицию. С. Мейер и С. Дэвис утверждают: “Вопросы, прежде всего вопрос почему, вынуждают клиентов сопротивлять­ся и побуждают их объяснять свое поведение” Во­просы
почему обычно вызывают одну из двух реакций. Во-первых, клиенты отвечают: “Потому, что…”, затем продолжают объяснять, иногда очень де­тально и рационально, почему именно они думают, чувствуют или действуют определенным образом. Во-вторых, некоторые клиенты защищаются вопро­сом “А почему бы и нет?” или же, если они воспринимают вопрос почему как агрессию, переходят в контрнаступление: “А что, разве что-то не так?” Это показывает, почему клиницисты стараются использовать вопросы почему как можно реже — они вызывают сопротивление и способствуют интеллектуа­лизации, ослабляют эмоциональный контакт. С другой стороны, в тех слу­чаях, когда присутствует устойчивое взаимопонимание и вы хотите добить­ся от клиента того, чтобы он осмыслил или перевел в интеллектуальный план определенный аспект своей жизни, вопросы почему могут быть умест­ны. Они способны помочь клиенту обратить более пристальное внимание и лучше понять некоторые паттерны или мотивы своего поведения.