Статьи по психологии

Размещение интервьюера и клиента во время интервью

Он определяется не­сколькими факторами. Один из них — теоретическая ориентация клиници­ста. Психоаналитики часто отдают предпочтение кушетке; бихевиористы предпочитают использовать мягкое кресло, клиент-центрированные терапев­ты подчеркивают, что когда речь идет об удобстве или престижности сиде­ний, терапист и клиент должны находиться в одинаковых условиях. На лек­циях и семинарах мы неоднократно замечали, что выбор студентами моделей размещения людей зависит от их личностного стиля. Более уверенные в себе студенты предпочитают, как правило, сидеть лицом к лицу с клиентом, а студенты, которые стремятся к контролю над клиентом, выбирают кушетку или мягкое кресло. Вы можете попробовать разные модели размещения и решить, какая из них вам больше по душе. Это не обязательно означает, что вы всегда сможете выбрать именно то, что вам подходит, но знать о своих предпочтениях полезно. Вы также не должны забывать о предпочтениях кли­ента, потому что разные модели размещения могут влиять на его состояние. Обычно во время приемного интервью интервьюеру и клиенту следует располагаться под углом от 90 до 150° друг к другу. А. Бенджамин вполне убедительно объясняет причину такого расположения. предпочитаю два одинаково удобных кресла, стоящих недалеко друг от друга под углом 90°, с небольшим столиком рядом. Такое расположение меня больше всего устраивает. Клиент может смотреть на меня тогда, когда ему этого хочется, а в остальное время — смотреть прямо перед собой, не встречаясь со мной взглядом. Меня тоже ничего не стесняет. Столик, стоящий рядом, выполняет свои обычные функции, а если в нем нет не­обходимости, он никому не мешает  Расположение под прямым углом — традиционная, испытанная модель. Обычно она ни у кого не вызывает недовольства. Тем не менее многие ин­тервьюеры (и клиенты) предпочитают больший угол (например, 120°), что­бы иметь возможность лучше видеть собеседника, но при этом не сидеть с ним лицом к лицу.