Статьи по психологии

Комментарии по поводу одежды взрослого клиента

Некоторые темы, широко используемые в повседневных ситуациях об­щения, не подходят для “светского” разговора во время клинического ин­тервью. Например, совершенно безобидные, казалось бы, могут быть восприняты как осуждающие, моралистические или слишком личные. После того как вы с клиентом дос­тигнете устойчивого взаимопонимания, изменение стиля одежды может стать эффективным средством терапии. На первых порах, особенно со взрослыми клиентами, лучше избегать высказываний об одежде, прическе, парфюмерии или украшениях. С молодежью и детьми дело обстоит не­сколько иначе (подробнее об этом — в главе 11). Кроме того, обычно следует воздерживаться от комментариев по поводу сходства между вами и клиентом, поскольку они могут исходить из ваших личных потребностей, а не задач терапии. В повседневном общении людям свойственно расспрашивать и рассказывать о возрасте детей, семейном по­ложении, гастрономических предпочтениях, здоровом образе жизни, поли­тике, месте рождения и т.д., для того чтобы найти что-то общее. Увидев, например, что муж вашей клиентки держит на руках младенца, возможно, вам захочется сказать что-то наподобие: “У меня тоже есть маленький сы­нишка” или “Мы купили своему малышу такую же игрушку”. Если, напри­мер, клиент держит в руках велосипедный шлем, вы можете почувствовать искушение сказать: “Знаете, я тоже езжу на работу на велосипеде”. Еще раз напоминаем, что клиническое интервьюирование — это не обычная ситуа­ция общения. Хотя помочь клиенту преодолеть психологический диском­форт, относиться к нему с расположением — ваша прямая обязанность, вы должны выполнять ее с помощью довольно ограниченного набора замеча­ний и действий. Мы не имеем в виду, что интервьюер вообще никогда не должен говорить о сходстве между собой и клиентом. Мы просто хотим сказать, что клиницисту не следует действовать, подчиняясь первому поры­ву или социальному импульсу, поскольку такое поведение часто не оправ­дано с точки зрения терапии (см. врезку “От теории к практике 6.1”). На­пример, А. Вайнер (Weiner,
1998) утверждает следующее.