Статьи по психологии

Информированное согласие клиента

На первый взгляд, понятие информированного согласия кажется чем-то простым и само собой разумеющимся. Оно подразумевает этические и, возможно, юридические обязательства интервьюера уведомлять клиента о характере применяемой терапии. Более того, когда у клиента сложится ясное представление о том, какая ему назначена терапия, он волен согла­ситься или не согласиться с нею. При более внимательном изучении оказывается, что соблюдение всех требований, необходимых для получения такого согласия, — дело трудно­достижимое. Во-первых, многие специалисты, предоставляющие социаль­ные, медицинские и психологические услуги, могут испытывать затрудне­ния, попытавшись прямо и ясно сформулировать причины, лежащие в основе проблем клиентов. Часто мы разговариваем на профессиональном жаргоне (например: “Да, похоже, для устранения вашей фобии требуется систематическая десенсибилизация”). Кроме того, клиенты обычно испы­тывают физические или психологические страдания. Они готовы согласить­ся на любое лечение, если специалист обещает избавить их от страданий, даже если не совсем понимают, в чем именно оно заключается.

Ваша обязанность как интервьюера — сообщить клиенту о своей теоре­тической ориентации, профессиональной подготовке, методах и вероятных результатах терапии. Вы должны выражаться простым, понятным языком и поощрять обратную связь в форме вопросов клиента, которому могут по­требоваться дополнительные объяснения или больше времени. Даже если вы планируете провести всего одно или два интервью, вам следует предос­тавить клиенту такие объяснения, которые дадут ему право согласиться или не согласиться на участие. При более длительной терапии согласие клиента должно обновляться по мере изменения ситуации.