Статьи по психологии

Перефразирование на основе ведущей модальности

Возникшее в психологическом консультировании и психотерапии дви­жение нейролингвистического программирования (НЛП) популяризовало концепцию репрезентативных систем Репрезентативной называют ту или иную сенсорную систе­му — как правило, визуальную, слуховую или кинестетическую, — которая активнее, чем другие, используется клиентом для связи с внешней средой. Внимание к основанным на сенсорных модальностях словам клиента — ключ к правильному использованию перефразирования на сенсорной осно­ве. Чтобы повысить свою восприимчивость к трем основным репрезента­тивным системам, предлагаем вам на занятиях или дома придумать как можно больше метафор визуального, слухового и кинестетического проис­хождения (хотя иногда клиенты упоминают метафоры, связанные с обоня­нием или вкусом, эти системы очень редко выступают в качестве ведущей модальности). Ниже приводятся примеры перефразирования на сенсорной основе. Метафоры сенсорного происхождения выделены курсивом.

Интервьюер может использовать метафоры и аналогии для того, чтобы зафиксировать ключевой момент сообщения клиента. Например, клиенты часто приходят к интервьюеру потому, что чувствуют застой, не растут профессионально или не могут разрешить определенные проблемы. В этом случае он может отреагировать так: “Да, я вижу, что вы кружитесь на од­ном месте” или: “Ваши усилия — настоящий сизифов труд”. Хотя образное перефразирование больше подходит для клиентов-кинестетиков, другие также реагируют на него положительно, поскольку в данном случае всего несколько слов передают значительный опыт. Ниже приводятся примеры использования образного перефразирования.