Клиент может проявлять реакции переноса
Простое осознание того, что, уже дает доступ к важной информации. Выражение клиентом враждебности или расположения может дать интервьюеру возможность более глубоко исследовать проблемные сферы жизни клиента. Клиницист может отреагировать на перенос, просто спросив: “Когда еще вам приходилось испытывать подобные чувства?” С помощью этого вопроса фокус внимания снова переносится на клиента и уменьшается опасность негативной реакции интервьюера, который может заявить: “Да, вы заставляете меня нервничать” или “Похоже, это у вас наболевшая проблема”. В конце концов, если клиенты действительно проявляют реакции переноса,"это относится скорее к ним самим и их опыту, чем к их реальным взаимоотношениям с интервьюером. Более того, с помощью осторожных вопросов можно исследовать значимые взаимоотношения клиента, которые имели место в прошлом. Перенос дает интервьюеру особую возможность понять не только те отношения клиентов, которые остались в прошлом, но и отношения, которые имеют место в их нынешней жизни. Исследования показывают, что тема центральных конфликтных отношений, наблюдаемая в терапии, очень похожа на модели отношений, наблюдаемые вне терапии О преимуществах работы с реакциями переноса говорили терапевты разных направлений — психоаналитического, межличностного и даже поведенческого О. Фенихель заявляет: “Перенос предоставляет психоаналитику уникальную возможность непосредственно наблюдать прошлое пациентов и, таким образом, понимать развитие их конфликтов” Психоаналитики обычно воздерживаются от самораскрытия, так как если они сообщают о своих действительных чувствах, перенос теряет прозрачность. В случае настойчивых просьб клиента о конгруэнтном или искреннем ответе такие терапевты обычно прячутся за профессиональными отношениями. Например. Независимо от того, какие реакции переноса проявляет клиент — позитивные или негативные, — их не стоит принимать близко к сердцу. Если клиницист все будет принимать на свой счет, ему не избежать сильных эмоциональных реакций. Интенсивные или непропорциональные реакции на клиентов называют контрпереносом.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.