Статьи по психологии

Клиент может проявлять реакции переноса

Простое осознание того, что, уже дает доступ к важной информации. Выражение клиентом враждебности или расположения может дать интервьюеру возможность более глубоко ис­следовать проблемные сферы жизни клиента. Клиницист может отреагиро­вать на перенос, просто спросив: “Когда еще вам приходилось испытывать подобные чувства?” С помощью этого вопроса фокус внимания снова пе­реносится на клиента и уменьшается опасность негативной реакции интер­вьюера, который может заявить: “Да, вы заставляете меня нервничать” или “Похоже, это у вас наболевшая проблема”. В конце концов, если клиенты действительно проявляют реакции переноса,"это относится скорее к ним самим и их опыту, чем к их реальным взаимоотношениям с интервьюером. Более того, с помощью осторожных вопросов можно исследовать значимые взаимоотношения клиента, которые имели место в прошлом. Перенос дает интервьюеру особую возможность понять не только те от­ношения клиентов, которые остались в прошлом, но и отношения, которые имеют место в их нынешней жизни. Исследования показывают, что тема центральных конфликтных отношений, наблюдаемая в терапии, очень похо­жа на модели отношений, наблюдаемые вне терапии  О преимуществах работы с реакциями пере­носа говорили терапевты разных направлений — психоаналитического, меж­личностного и даже поведенческого  О.                Фенихель заявляет: “Перенос предоставляет психоаналитику уникальную возможность непосредственно наблюдать прошлое пациентов и, таким обра­зом, понимать развитие их конфликтов”  Психоаналитики обычно воздерживаются от самораскрытия, так как ес­ли они сообщают о своих действительных чувствах, перенос теряет про­зрачность. В случае настойчивых просьб клиента о конгруэнтном или ис­креннем ответе такие терапевты обычно прячутся за профессиональными отношениями. Например. Независимо от того, какие реакции переноса проявляет клиент — пози­тивные или негативные, — их не стоит принимать близко к сердцу. Если клиницист все будет принимать на свой счет, ему не избежать сильных эмоциональных реакций. Интенсивные или непропорциональные реакции на клиентов называют контрпереносом.