Статьи по психологии

Анализ симптомов

После того, как вы совместно с клиентом определили основную про­блему, следует заняться ее тщательным анализом, в том числе в эмоцио­нальном, когнитивном и поведенческом аспектах. Клиент должен ответить на вопросы, подобные приведенным ниже. Когда вы будете читать вопро­сы, подумайте над тем, какие именно проблемы клиентов можно изучать с их помощью (например, панические реакции, низкую самооценку, неудов­летворительные межличностные отношения, злоупотребление спиртными напитками или переедание, неспособность найти работу). Вопросы расположены в таком порядке, который остается более или менее неизменным во многих клинических интервью. Однако сами эти во­просы и их порядок отнюдь не стандартизированы. Перед проведением приемного интервью вам может понадобиться список вопросов, подобный этому, чтобы вы смогли привести его в соответствие с вашим стилем. Можно добавить новые вопросы, некоторые вопросы можно опустить — пока вы не убедитесь, что список вопросов отвечает вашим конкретным целям. Мы советуем вам постоянно перерабатывать эти вопросы, с тем чтобы повысить эффективность интервьюирования и восприимчивость к клиентам. Практикуясь в проведении приемного интервью, вы можете менять количество вопросов, — это поможет вам определить, сколько во­просов вы сможете реально задать в течение одного интервью. Порой даже самые совершенные планы заканчиваются провалом. Кли­енты могут мастерски сбивать интервьюера с курса. Иногда даже нужно по­зволить клиенту сбить себя с курса, потому что отклонение от заранее ус­тановленной последовательности вопросов может вывести вас на другую, возможно более значимую проблему (например, жестокое обращение,).