Статьи по психологии

Интервьюирование психически травмированных клиентов: аспекты и трудности

Положительные стороны обсуждения травматического опыта не подлежат сомнению Каждый, кто перенес трав­му, должен рассказать о своем опыте — раньше или позже, тому или другому человеку, в первом или третьем лице. Несмотря на положительный эффект обсуждения травматического опыта, психически травмированные люди часто не хотят рассказывать о своем опыте минимум по трем причинам: а) обсуждение перенесенной травмы и воспоминания о травматическом опы­те могут вызвать очень неприятные эмоции; б) травма часто связана с преда­тельством или злоупотреблением доверием жертвы, после чего жертве трудно доверять кому-либо, особенно почти незнакомому человеку (в данном случае клиническому интервьюеру); в) психически травмированные люди часто ис­пытывают вину за произошедшие с ними события или стыдятся их Поэтому при работе с травмированными клиентами особое вни­мание уделяйте налаживанию контакта и завоеванию их доверия. В против­ном случае клиенты не будут с вами откровенны или же, если они все-таки расскажут о травматических событиях, ваши вопросы заставят их заново пе­режить психическую травму. Еще один фактор, затрудняющий работу с клиентами, перенесшими психическую травму, заключается в том, что рассказ о пережитом часто оказывает положительный эффект в течение довольно короткого проме­жутка времени после травматического события — обычно около 48 часов Соответственно, перед интервьюером стоит ди­лемма — нужно завоевать доверие клиента, что зачастую требует много времени, и поскорее добиться от него рассказа о травматическом событии