Статьи по психологии

Рекомендации относи­тельно поведения внимания

Которые приводятся выше, основаны на средне­статистических показателях. Например, если бы вы работали с американцами итальянского происхождения, вы обнаружили бы, что они, как правило, хо­тят сидеть ближе к интервьюеру, чем клиенты скандинавского происхожде­ния. Однако будут случаи, когда отдельный американец итальянского проис­хождения предпочтет большую дистанцию, чем отдельный американец со скандинавскими корнями. Если вы думаете, что все выходцы из Италии, все скандинавы, все афро-американцы, все женщины и т.п. будут вести себя одинаково, значит, вы мыслите стереотипами. Межиндивидуальные различия часто более выражены, чем межгрупповые или межкультурные. Поэтому, хо­тя вы и должны сознавать потенциальные различия между членами различ­ных социальных и культурных групп, следует отложить окончательное суж­дение об определенном клиенте, поскольку оно должно основываться на результатах непосредственного наблюдения и общения с ним. Теперь перейдем от поведения внимания к другим формам активного слушания, которыми может пользоваться клиницист. Оставшаяся часть этой главы посвящена нескольким техникам интервьюирования, которые помогают клиентам рассказывать о том, что их (не вас!) волнует. Нам бы хотелось предложить авторитетное руководство по каждому по­тенциально возможному отклику клинициста вместе с упорядоченной по­следовательностью его составляющих и хронометражем. К сожалению (или, быть может, к счастью), уникальные отношения между интервьюером и клиентом, как и собственно процесс интервьюирования, слишком сложны, чтобы втиснуть их в какую-нибудь формулу.