Статьи по психологии

Консультанты и консультирующие психологи

Они меньше внимания уделяли формальной оценке и были больше заинтересованы в навыках слушания и стратегиях помощи клиентам; работников социальной сферы интересовало выяснение личной истории, планирование терапии и навыки слушания. Терапевты, специализирующиеся на вопросах семьи и брака, подчеркивали важность понимания семейной и социальной системы и сре­ды. Действительно, все эти аспекты по-своему очень важны. Ваша профес­сиональная подготовка, теоретическая ориентация и профессия определяют направление и степень внимания, которое вы будете уделять отдельным сферам, однако ни одной из этих сфер нельзя пренебрегать  Сам клиент вместе со своей специфической проблемой выступает еще одним значимым фактором, определяющим ваше поведение во время при­емного интервью. Безусловно, в этой книге мы не в состоянии рассмотреть все возможные типы клиентов, которые вам могут встретиться. Однако в качестве примера рассмотрим две конкретные проблемы, с которыми ча­ще всего приходится сталкиваться во время приемного интервью: 1) злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость клиентов и 2) травматический опыт. Главы 10-13 посвящены исключительно интер­вьюированию молодежи, супружеских пар и семей, а также клиентов, при­надлежащих к различной этнокультурной среде. Интервьюирование клиентов, злоупотребляющих алкоголем или стра­дающих алкогольной или наркотической зависимостью, требует специаль­ной подготовки и опыта. Цель этого короткого раздела — вызвать у вас ин­терес к интервьюированию этой трудной категории клиентов и обеспечить основными понятиями и стратегиями для работы с такими клиентами. Многие профессионалы, работающие с данной категорией клиентов, сами в прошлом страдали алкоголизмом или наркоманией. Очевидно, такой опыт при работе с алкоголиками и наркоманами может оказаться преимуществом. Если вы сами прошли через это, вы знаете проблему “изнутри”, и это может стать источником повышенной эмпатии к клиентам и знания о том, как ал­коголики и наркоманы обычно убегают от своих проблем. С другой стороны, собственный опыт алкоголизма или наркомании повышает вероятность того, что вы будете проецировать его на клиентов, что приведет к искаженному их восприятию (см. врезку “От теории к практике 7.1”).