Статьи по психологии

Неудачные попытки эмпатии

То, что вы хотите выразить эмпатию по отношению к вашим клиентам, еще не значит, что ваша попытка будет успешной. Зачастую начинающие интервьюеры готовы в любой момент раскрыться или использовать другие средства для того, чтобы уверить клиента в своем понимании. Ниже приво­дятся примеры классических эмпатических формул, которые обычно при­меняют начинающие интервьюеры (и которых следует избегать) Клиенты часто испытывают двоякие чувства по отношению к своему опыту. Рассмотрим в качестве примера следующий диалог  В данной ситуации клиентка выражает смешанные чувства по поводу своей матери. С одной стороны, мать поступила с ней несправедливо. С другой стороны, клиентка чувствует себя плохой девочкой, которая не по­слушалась мамы. Интервьюер пытается передать эмпатию посредством тона голоса и интонации. Это удачный выбор техники, поскольку слишком при­стальное внимание к вине клиентки или чувству гнева и негодования могло бы помешать исследованию двойственных чувств клиентки. Несмотря на мягкое, минимальное выражение эмпатии интервьюером, клиентка стре­мится оправдать карательную акцию матери. Это предполагает, что клиент­ка согласилась с негативной оценкой матери по отношению к ней (как в возрасте 11 лет, когда произошел описанный инцидент, так и в возрасте 42 лет, когда она пришла к интервьюеру). В личностно-ориентированной или психоаналитической терапии более категоричный, поддерживающий комментарий специалиста (например: “Это смешно, никакая мать не имеет права ломать о свою дочь щетки для пола!”) мог бы сделать исследование чувства вины по поводу произошедшего невозможным. С точки зрения недирективного подхода, минимально эмпатические, недирективные отклики, сообщающие об эмпатии интервьюера посредст­вом тона голоса, мимики и отражения чувств, обычно приносят больше пользы, чем открытая поддержка и сочувствие клиенту. У вас всегда будет возможность открыто выразить свою поддержку позже, после того как кли­ент исследует обе стороны своих чувств.