Статьи по психологии

Помощь клиенту в преодолении психологического дискомфорта

Помочь клиенту в преодолении психологического дискомфорта — зна­чит убедить его в том, что вы “не то” полномочное лицо, которого следует опасаться. Вы должны поощрять клиента к сотрудничеству, к открытости, к вопросам; это именно те модели поведения, которых, возможно, люди научились избегать в предыдущем опыте общения с полномочными лицами и представителями власти. После того как вы объясните клиенту смысл конфиденциальности (подробнее — в главах 2 и 5), вам может потребовать­ся следующая формула (или подобная ей). Консультирование — это особая ситуация. Мы встречаемся впервые в жизни — вы не знаете меня, я не знаю вас. Эта встреча — возмож­ность лучше узнать друг друга. Моя цель — разобраться в проблемах, с которыми вы столкнулись. Иногда я просто буду вас слушать, ино­гда — задавать какие-то вопросы. Эта первая встреча дает вам возмож­ность увидеть мой подход к клиентам и определить, насколько он удо­бен для вас. Если у вас появятся какие-нибудь вопросы, не стесняйтесь и спрашивайте все, что вас интересует”. Такое вступление может показаться длинным, но обычно оно помогает клиентам преодолеть дискомфорт. Признается тот факт, что клиент и ин­тервьюер не знают друг друга, клиенту дается разрешение оценивать интер­вьюера и задавать вопросы о процессе терапии.

“Светский” разговор часто сводится к минимуму при интервьюировании взрослых клиентов, если только они не проявляют сопротивления и не отка­зываются сотрудничать с интервьюером. В противном случае “светский” разговор может стать основной техникой клинического интервьюирования. С другой стороны (мы подробнее поговорим об этом в главе 10), “светский” разговор при работе с детьми или подростками может обеспечить успех или провал клинического интервью.