Статьи по психологии

Определенное мнение

Когда вы наблюдаете за клиентом, у него одновременно складывается о вас и о ситуации общения. Чтобы сделать воспри­ятие клиента более адекватным, некоторые профессиональные интервьюе­ры всегда соблюдают определенный вводный ритуал, который может вклю­чать следующие действия. Разговор о погоде или на другие нейтральные темы по дороге из приемной в кабинет. Стандартный ритуал приветствия помогает преодолеть дискомфорт и да­ет вам большую свободу для наблюдения. Стандартизация процедуры при­ветствия усиливает вашу способность делать выводы из своих наблюдений (см. врезку “От теории к практике 6.1”). Вы можете разработать ритуал приветствия таким образом, чтобы он демонстрировал приязненное, распо­лагающее профессиональное отношение. Однако не всякий клиницист ис­пользует стандартизированный ритуал. У многих профессионалов нет сло­жившейся процедуры приветствия; они предпочитают подходить к каждому клиенту индивидуально и действовать по обстановке. Иногда нужно крепко пожать руку и поболтать о погоде, в других случаях лучше сохранять неко­торую физическую дистанцию и меньше говорить. Мы подошли к проблеме обращения к клиенту. Первое правило при обра­щении к клиенту — придерживаться “принятых условностей” (т.е. известных стандартов для той социальной группы, к которой относится ваш клиент). Например, когда вы впервые встречаетесь с американцем средних лет или старше, наверняка его устроит обращение “мистер”. Позже, когда вы с кли­ентом заходите в ваш кабинет и усаживаетесь, можете прямо спросить его, как к нему лучше обращаться, если вы не уверены. Другие группы характе­ризуются менее определенными стандартами обращения. Например, аме­риканки за 30 могут предпочитать обращение “мисс”, а не “миссис”, дру­гие — наоборот, так что трудно угадать заранее. Употребляя обращение “мисс”, вы меньше рискуете обидеть американку до 40, чем обращением “миссис”, но вы можете использовать и полное имя женщины: “Вы Сьюзан Смит?” Если вы почувствовали, что это неправильная