Статьи по психологии

Инструмент клиниче­ского интервьюирования

Вопросы представляют собой, вероятно, основной. Они включают чрезвычайно разнообразный на­бор откликов слушания и действия. Вопросы могут стимулировать или ос­лаблять процесс клинического интервьюирования.

Терапист может использовать различные типы вопросов, от максимально открытых (что или как) и минимально открытых (где, когда и кто) до закры­тых (предусматривающих ответ да или нет). Стимулирующие вопросы, кото­рые начинаются со словесных формул Не могли бы вы…, Не хотели бы вы… и т.п., требуют соответствующего контакта между интервьюером и клиентом и часто влекут глубокие реакции последнего. При непрямом обращении, ко­торое начинается с формул Интересно… или Должно быть, вы…, вопрос под­разумевается. Непрямые вопросы оставляют клиенту возможность отвечать или не отвечать. Проективные вопросы обычно начинаются с разных вариа­ций формулы Что… если бы…, приглашая клиента к размышлению. Чтобы добиться максимальной эффективности вопросов, интервьюеру следует придерживаться основных правил: а) подготавливать клиента к во­просам; б) сочетать вопросы с менее директивными откликами интервьюи­рования; в) соотносить свои вопросы с проблемами клиента; г) применять вопросы для выявления специфических, конкретных примеров поведения клиента; д) соблюдать осторожность, затрагивая деликатные темы. Директивные отклики действия побуждают клиента к действию. Они ос­нованы на допущении, что индивид ради своего блага должен придерживать­ся определенных моделей поведения. Директивные отклики действия включа­ют объяснение, внушение, совет, согласие/несогласие, понуждение, одобре­ние/неодобрение. Каждая из этих техник обеспечивает клиенту руководство к определенным действиям. Начинающим интервьюерам перед применением директивных откликов действия показано исследовать свои мотивы.