Статьи по психологии

Третий метод преодоления сопротивления

Он включает обсуждение того, почему в нем возникла необходимость. Этот подход в какой-то мере легче для клиентов, потому что вы оставляете больную тему как таковую. Ис­пользуя эту технику, вы можете сказать: “Очевидно, вы не хотите говорить о смерти своего отца. Давайте лучше обсудим, почему вам так трудно об этом говорить”. Или же вы можете разговорить клиента, используя проек­тивную технику: “Что бы произошло, если бы вы все-таки стали говорить о смерти своего отца?” Клиенты могут отреагировать на эти техники, пре­уменьшая значимость темы (например: “Отец умер два года назад, сейчас это уже не так важно”), или же могут признать, что “разговор о смерти отца вызывает у меня тоску, и я боюсь этого чувства”. Иногда самый разумный подход — не пытаться преодолеть сопротивление во время первых клинических интервью. Если вы и в дальнейшем собираетесь контактировать с данным клиентом, самое лучшее — это отметить про себя, когда именно клиент оказывает сопротивление или проявляет нежелание гово­рить на определенную тему. Вы можете заняться этой проблемой позже. ; г И последнее: сопротивление клиентов не следует считать “неправильным” поведением. Исследования показывают, что сопротивление клиентов —: это благоприятная возможность для интервьюера, и что оно, при правильном от­ношении последнего, способствует позитивным результатам терапии Кроме того, мы считаем, что сопротивление исходит из глубин челове­ческой природы и выступает составляющей той силы, которая обеспечивает стабильность и предсказуемость отношений. Если бы не было сопротивле­ния, мы изменялись бы в зависимости от капризов окружения. Сопротивле­ние существует потому, что перемены и боль часто представляются более устрашающими и трудными, чем привычные модели, даже если эти модели препятствуют адаптации. Наконец, при работе с клиентами различного соци­ально-культурного происхождения или уровня развития их сопротивление может быть вызвано отказом интервьюера вносить соответствующие коррек­тивы в свой подход