Статьи по психологии

Отрепетированные интервью

С другой стороны, когда ответ клиента на вводный вопрос отличается из­лишней прямотой и организованностью, это может означать то, что С. Шей назвал  ). В таких ситуациях клиенты могут использовать предварительно заготовленные ответы как средст­во защиты или сопротивления. Они могут давать содержательные и информа­тивные, но в то же время эмоционально сдержанные описания своих проблем. При этом сама эмоциональная сдержанность может быть главной причиной их проблем (например, клиент не может установить близкие отношения с дорогим для него человеком). Очень организованный и прямой ответ на вводный во­прос интервьюера иногда отражает общий дискомфорт клиента в неструктури­рованных ситуациях — клиент может реагировать на неструктурированные вводные вопросы излишней структурированностью и организованностью. Помощь клиентам, испытывающим затруднения при самовыражении
Некоторым клиентам сложно отреагировать на вводный вопрос, так как он не содержит достаточно ясных указаний и клиенты не понимают, что они должны говорить. Представьте, например, что ваш клиент молчит, на­пряженно смотрит на вас и наконец спрашивает: “Так о чем я должен го­ворить?” или “Я не понимаю, чего вы от меня добиваетесь”. Если неструк­турированный вводный вопрос вызывает у вашего клиента дискомфорт, попробуйте предпринять следующие действия. Несколько секунд, в течение которых клиент пытается справиться с не­структурированным вводным вопросом, позволят оценить способность кли­ента к самовыражению. Если клиент реагирует на вводный вопрос собст­венным вопросом (“А о чем мне говорить?”), доброжелательно скажите ему: “О чем считаете нужным”. Это налагает на клиента ответственность за адек­ватное начало интервью и служит прекрасной проверкой его способности к самовыражению. По сути, вам становится понятно, насколько клиент нуждается в помощи для самовыражения.