Статьи по психологии

Перефразирование, или отражение содержания

Перефразирование относится к навыкам отслеживания вербального по­тока клиента. Это краеугольный камень эффективной коммуникации. Ос­новная цель перефразирования — уведомить клиента, что вы верно поняли главный смысл его сообщения. Во-вторых, перефразирование позволяет клиенту понять, как его воспринимают окружающие (функция проясне­ния), что может стимулировать его дальнейшее самовыражение.

Перефразирование — это “результат или процесс изменения формы или средств изложения” В кли­ническом интервьюировании перефразирование иногда называют отраже­нием содержания (это объясняется тем, что перефразирование отражает смысл того, что говорит клиент, а не его чувства). Перефразирование, или отражение содержания, означает утверждение интервьюера, которое по — другому формулирует то, что сказал клиент. Перефразирование не изменяет сообщения клиента и ничего не добавляет к нему. Хорошее перефразиро­вание отличается точностью и краткостью. Часто начинающие интервьюеры чувствуют себя неловко, прибегая к перефразированию; им кажется, что они повторяют то, что само собой разумеется. Нередко они просто дословно повторяют сказанное клиентом, при этом держатся скованно, напыщенно, иногда агрессивно, что не спо­собствует успеху клинического интервью. Это прискорбно, потому что при умелом использовании перефразирование — гибкая и творческая техника, повышающая взаимопонимание и эмпатию. Как заметили У. Миллер и С. Ролльник, недирективное слушание, особенно перефразирование, — метод более трудный, чем кажется на первый взгляд. Хотя у клинициста, овладевшего навыками эмпатического слушания, это может выглядеть легким и естественным, по сути это весьма непростой стиль консультирования. Он требует пристального внимания к каждому новому сообщению клиента и постоянной выработки гипотез относи­тельно его значения.