Статьи по психологии

Основная задача интервьюера

Она— не мешать клиенту, чтобы он смог рассказать свою историю. Например. Вы с клиенткой заходите в кабинет. Вы даете клиентке возможность вы­брать кресло. (Как мы уже говорили, даже выбор кресла дает информа­цию о клиенте. В нашей практике случалось, что клиенты садились на место интервьюера, даже если это было кресло за письменным столом!) Клиентка неловко ерзает, не снимает плаща, сжимает в руках свою су­мочку. Она нервно улыбается. У вас есть приемная анкета, которую кли­ентка перед этим заполнила. Вы спрашиваете, есть ли у нее вопросы по анкете. Она отрицательно качает головой. Вы говорите о конфиденци­альности. Она кивает, давая понять, что ей все ясно. Вы ощущаете и ее нервозность, и ее грусть. Она выглядит испуганной и быстро моргает — возможно, чтобы сдержать слезы. При данных обстоятельствах клиницист может выдвинуть несколько ги­потез. Именно гипотезы о смысле поведения ваших клиентов в конце кон­цов помогут вам понять, что именно они пытаются сообщить вам о себе. Вводный вопрос дает понять клиенту, что знакомство, “светский” разго­вор, объяснения относительно конфиденциальности и задач интервью за­кончились и пора переходить непосредственно к работе. Вводный вопрос означает первый прямой вопрос о том, почему клиент обратился за помо­щью. Вопрос обычно преподносится спокойно, ненавязчиво, чтобы клиент не почувствовал резкого перехода. Однако в некоторых ситуациях вводный вопрос должен быть более настойчивым. Большинство консультантов и психотерапевтов разрабатывают формулу комфортного вводного вопроса. Самый распространенный прототип: “Расскажите, что привело вас на консультирование именно сейчас”. Этот вводный вопрос включает следующие значимые элементы.