Статьи по психологии

Межличностный стиль

Оценка личной истории клиента и его— очень масштабная и трудная задача, которая может занять несколько интервью, ес­ли вы в состоянии себе это позволить. Однако современные требования к психотерапии обычно не позволяют проводить долговременные процедуры. По традиции, основной целью исследования межличностных и психосоци­альных аспектов во время приемного интервью считается построение гипо­тез, а не формулировка категоричного заключения по определенной ситуации и не поддержка определенных действий клиента. Поскольку терапистам при­ходится работать в условиях ограниченного времени, такие подходы, как психотерапия, ориентированная на решение проблем, используются для инициации терапевтических процедур во время приемного интервью. После выявления и изучения психосоциальных и межличностных аспек­тов интервьюер должен еще раз радикально изменить ход интервью и пе­рейти к оценке актуального функционирования клиента. Такая оценка зна­чима сама по себе, однако в равной мере важно до окончания интервью перейти от прошлого клиента к его настоящему. Переход к актуальному функционированию обеспечивает как символическое, так и фактическое возвращение к настоящему. На заключительном этапе клинического интер­вью консультант должен помочь клиенту сосредоточиться на своих сильных сторонах и ресурсах окружения, а не на проблемах прошлого. Вопросы на этом этапе интервью относятся к актуальной деятельности клиента. Приведем примерные вопросы, которые помогут клиенту расска­зать о различных аспектах своего актуального функционирования Некоторым клиентам после разговора о прошлом трудно переключиться на настоящее. Это особенно касается тех клиентов, у которых было трудное или связанное с травматическим опытом детство. Если клиент испытывает сильные негативные эмоции, можно использовать одну из двух основных стратегий, которые помогут клиенту реалистически и адекватно восприни­мать опыт приемного интервью, а именно: а) ответьте валидизацией чувств клиента и б) дайте клиенту надежду на положительные изменения. Напри­мер, если на консультирование приходит мать, у которой незадолго до этого трагически погиб ребенок, вы можете сказать: