Статьи по психологии

Профессиональная помощь

Во-вторых, большинство клиентов приходят на первую встречу с интервьюе­ром с двойственными чувствами. Они испытывают одновременно надежду и страх по отношению к предстоящему клиническому интервью и психоте­рапии. Поэтому интервьюеру следует поддержать решение клиента обратить­ся за, укрепляя его надежду. Например. С помощью таких слов клиницист признает действительную трудность обращения за профессиональной помощью. Поддержка помогает клиенту увериться в том, что его решение обратиться к специалисту было верным. В некоторых случаях клиенты ведут себя недоверчиво и не открываются интервьюеру. Тем не менее, будучи профессиональным интервьюером, вы должны понимать и признавать, что клиенты стараются с вами сотрудни­чать. Можно упомянуть трудность стоящей перед клиентом задачи или за­метить, что клиенту, по всей видимости, не хотелось много говорить о се­бе, однако постарайтесь воздержаться от проявлений гнева и разочарования по поводу сопротивления или недоверчивости клиента. Если клиент сопро­тивляется, сохраняйте оптимизм: “Я знаю, что сегодня вам трудно было со мной разговаривать. Это нор­мально — в конце концов, мы едва знакомы. Как обычно, когда пройдет какое-то время и мы лучше узнаем друг друга, вам будет легче”. Как указывает С. Шей, возможно, самой важной задачей заключитель­ной части выступает “упрочение желания пациента прийти снова или по­следовать рекомендациям клинициста” Один из самых эффективных методов, повышающих вероятность возвращения клиентов на терапию, — четко определить во время заключительной части, по каким именно причинам клиент обратился за профессиональной помощью. Это может быть трудно, потому что порой сами клиенты не знают точных при­чин своего обращения к специалисту. Клиницисты могут использовать раз­личные вариации следующего утверждения. Большинство клиентов обращаются за профессиональной помощью в надежде на то, что их жизнь улучшится. Если вы сможете обобщить, в чем именно, по мнению клиента, будет состоять это улучшение, вероят­ность его возвращения или выполнения ваших рекомендаций возрастет, он будет воспринимать вас как заслуживающего доверия, авторитетного спе­циалиста, располагающего важной информацией и навыками.