Статьи по психологии

Адекватный способ начать беседу с вами

Есть и другая причина предоставить клиенту попытку самостоятельно справиться с неструктурированным вводным вопросом — это позволит ему оправиться от неудачного старта и найти. Если ваша помощь будет преждевременной, вы не дадите клиенту возможности продемонстрировать свою способность выходить из трудных положений и самовыражаться. Возможно, клиент просто несколько медли­телен — а это уже важная информация. Если и вторая попытка клиента выразить себя не удается или ваш не­структурированный вводный вопрос явно начинает его раздражать, вы должны поддержать его морально. Этим утверждением интервьюер признает, что клиенту трудно сделать первый шаг, и дает надежду на то, что в дальнейшем процесс интервьюи­рования будет проходить легче или более плавно. Наконец, если вы видите, что ваш клиент, судя по всему, просто не способен начать свой рассказ самостоятельно, нужно ему помочь, обеспе­чив дополнительную структуру. Определяя и сужая тематику разговора, интервьюер предоставляет до­полнительную структуру и облегчает задачу клиента. В некоторых случаях для того, чтобы помочь клиенту выразить себя, может потребоваться еще более жесткая структура (например: “Может, для начала вы расскажете, как прошел сегодняшний день?”). Оценка нормальности клиентов — трудная и ответственная задача, требую­щая зрелого клинического суждения. Мы будем подробнее рассматривать про­цедуры психологической диагностики позже в этой главе, а также в главе 8. Идеальные отклики клиентов на вводный вопрос обычно отражают ос­мысленность и указывают на начало рабочего альянса, например: “Я не совсем уверен, почему я пришел сюда или почему именно сейчас. В последнее время на работе мне не удается справиться со стрессом, и это влияет на мою семейную жизнь. Наверное, я начну рассказывать О семье и о работе, а вы скажете, то ли я говорю, что вам нужно обо мне знать, или нет”.
Отбеливание зубов отзывы